Урок-конспект по теме: "Живая и неживая природа"

урок живая и неживая природа

Тема: Живая и неживая природа.

Цель: научить детей различать живую и неживую природу.

Задачи:

  1. Показать различия между естественными объектами и искусственными.
  2. Объяснить неразрывную связь человечества и окружающей его среды.
  3. Сформировать умение исследовать окружающий мир доступными способами (наблюдение, опыт, сравнение, классификация).
  4. Развить навык выявления и установки причинно-следственных связей в окружающем мире.
  5. Воспитать бережное и уважительное отношение к окружающему природному и животному миру.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
  2. Введение в тему, постановка проблемы.
  3. Игровой момент: совместное открытие «новых» знаний.
  4. Физкультминутка.
  5. Продолжение разработки темы.
  6. Самостоятельное обобщение полученных знаний.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

живая и неживая природа схема

1. Организационный момент

В качестве эпиграфа могут быть прочтены следующие стихотворения:

  • Л. Дайнеко «Вот на земле огромный дом».
  • В. Калачёв «А Природа не бывает неживой!»
  • Н. Бугаенко «Не ходи с рогаткой, Колька».
  • О. Романенко «Земля страдает».
  • О. Романенко «Красота».
  • Е. Килиптари «Радуюсь утру. Радуюсь солнцу».

2. Введение в тему, постановка проблемы

Учитель задаёт вопросы, подводящие к основной теме:

Что такое природа? (ученики высказывают предположения, называют конкретные объекты)

Что не является природой? (всё, что сделано руками человека)

Считается ли природой автомобиль/многоэтажное здание/домик в деревне?

Можно ли назвать природой домашних животных: корову, лошадь, собаку и т.д.?

Далее учитель раздаёт карточки с наименованиями различных объектов. Ученики присваивают объектам значение «Природный» или «неприродный». Проверка осуществляется общая (например, по рядам).

Педагог делает краткий вывод: живая природа – это то, что существовало и может существовать без человеческого вмешательства, остальные объекты являются неживой природой.

3. Игровой момент

живая и неживая природа различия

Учитель может предложить детям карточки с загадками. Например:

Летают, но нет крыльев,

Бегут, но нет ног,

Плывут, но нет парусов (Облака)

*

Не вода, не суша:

На лодке не уплывешь,

И ногами не пройдешь (Болото)

*

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (Вода) и подобные.

Альтернативный вариант игрового момента: ученики должны придумать краткие сравнения природных объектов и с неприродными. Учитель даёт первоначальную установку, т.е. пример:

Подводная лодку похожа на кита,

А вертолёт – на стрекозу.

Задача учеников – продолжить ряд. Выполнять упражнение лучше по цепочке.

4. Физкультминутка

Может выполняться в разных формах:

  • ученики приседают или прыгают, на нечётное приседание или прыжок каждый из них должен назвать один живой предмет, на чётное – неживой;
  • дети выполняют физические упражнения, не связанные с темой урока, по стихотворениям («А в лесу растёт черника», «Аист», «А часы идут, идут» и т.п.);
  • если урок проводится на улице, можно провести более активное занятие с мячом: дети бросают друг другу мя, называя окружающие их предметы – если объект искусственный, мяч нужно отбить, а если природный – поймать.

5. Продолжение разработки темы

Включает в себя игровой момент. Ученики делятся на три группы, каждой группе даётся один кроссворд на тему «Живая и неживая природа». Это воспитывает навык командной работы, а игровая подоплёка способствует бо́льшей усвояемости знаний.

После разгадывания кроссвордов и сверки ответов учитель показывает детям карточки с изображением разных объектов (животных, деревьев, машин, построек и т.п.), задавая ученикам два вопроса:

Живой или неживой объект нарисован на карточке?

Почему он является живым или неживым?

Далее педагог ставит обобщающий вопрос:

Чем отличаются объекты живой природы от искусственных предметов?

В качестве дополнительного закрепления темы снова используется игровая форма. Ученики встают, учитель произносит слова, обозначающие предметы живой и неживой природы, а дети стоят на месте, если объект искусственный, и двигаются, если объект природный.

Далее учитель задаёт вопрос:

Человек относится к живой или неживой природе? (человек одновременно является частью окружающего природного мира и двигателем миру искусственного)

Педагог объясняет ученикам, как важно беречь природу и уважительно к ней относиться, что люди и окружающий мир взаимосвязаны: без природы не будет человечества.

6. Самостоятельное обобщение полученных знаний

Для стимуляции творческих и умственных процессов учитель задаёт вопрос:

Что будет с человечеством, если исчезнут растения и животные?

Дети высказывают догадки, педагог подтверждает их или опровергает. Далее учитель просит учеников самостоятельно сформулировать вывод по уроку:

Что вы сегодня узнали и чему научились?

С какими трудностями вам пришлось столкнуться?

Кратко каждый ребёнок озвучивает своё мнение об уроке и рассказывает о проблемах, если они появились. Вывод можно попросить записать в тетрадь.

7. Домашнее задание

Даётся в творческой форме. Доступны множественные варианты:

  • нарисовать в тетрадях схему о взаимосвязи живого и искусственного миров;
  • в течение недели зарисовывать в особую тетрадь объекты живой/неживой природы, которые встречаются на улице;
  • придумать загадки на определение живых и искусственных объектов, озвучить их в начале следующего урока;
  • написать сочинение на тему «Связь человека с окружающим миром» и т.п.

Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.